Продолжаем налоговую серию, предыдущий пост про налоги был здесь (https://t.me/benefitsar/59). Проверок, которые сейчас называются камеральными, раньше не было. Вернее, они были, но так как не было АСК, ничего проверить нормально было невозможно. Проверяли только при помощи контрольных соотношений. Обычно бизнес работал три года, и только потом его проверяли, что называется, выездной проверкой. Поэтому многие до этого момента просто закрывались, и такая тактика отлично работала. Если не закрывались, то всех более или менее крупных обязательно проверяли. Происходило это так: по запросу от ИФНС в налоговую тащили коробки с копиями документов, и налоговики сидели и месяцами их разбирали.
Если же была выездная налоговая проверка, можно было подготовиться, бухгалтер мог в любой момент заменить контрагента, и вообще сто раз передумать, кого там указать, так как журнал учета счетов-фактур проверялся исключительно при выездной или запросе документов. Только тогда инспекторы руками искали и сверяли счета-фактуры, которые им были необходимы. Это растягивалось очень надолго. Обычно, если уж назначали выездную, то был и план по доначислению данной организации НДС, и налоговики уже знали сумму, которую им надо доначислить. У налоговой был свой план, они проводили анализ, после чего прикидывали, сколько по таким-то видам деятельности компания должна платить процентов от оборота. Отталкивались от показателей рекомендованной налоговой нагрузки, а также проводился анализ прошлых периодов самой организации. Конечно, это делалось только по крупным. Сумма планируемых доначислений не оглашалась, и главная задача владельца была – именно найти контакт с инспектором и раскрутить его на информацию, сколько план по данной компании. Если был контакт, было и понимание сумм и как решать. Многие выездные решались с инспектором в диалоге тем, что тот устно озвучивал сумму, которую надо доплатить.
Например, приходит проверка и выясняется, что план, скажем, 5 млн. Эта информация передавалась бухгалтеру. Если компания смирялась, инспектор даже ничего не искал, бухгалтер самостоятельно изымал документы и доплачивал налоги. Входящие счета-фактуры на нужную сумму просто вытаскивались и убирались из учёта, после чего инспектору сообщали, в какой строке её больше нет и всё. Документ просто исчезал. Инспектор вносил в протокол проверки, что данные счета-фактуры не были обнаружены, а после просто приходили доначисления на ту же сумму. Если план был большой и платить не хотелось, то разговор перетекал в русло снижения цифры путём договорённости с самим инспектором, упрощенно это выглядело так: «5 млн – много, давайте 2,5 млн в бюджет и 0,5 млн вам». Такое практиковалось, и было нормально, причём вопрос решался сразу на уровне выездного инспектора. На бумаге проверка была, но по факту делалось всё согласно договорённости. После чего инспекторами выносилось решение о доначислении, и составлялся акт, по которому они якобы не нашли некоторые счета-фактуры, по которым был зачет. Все были довольны: инспектор, что выполнил по компании хоть какой-то план, бизнес – что сэкономил.
Если же это был малый бизнес, то там подходили индивидуально. Выездные малым не делали вообще. Они могли только сами засветиться в какой-то цепочке, где проходила ВНП другой организации и пойти по цепочке. Компании с небольшими оборотами задевали в основном именно так, по касательной.
В 2015 году на полную заработала «адская машина» АСК НДС-2, и всё перешло в электронный вид.
Продолжение следует.