< назад

Как начали зашивать НДС

В прошлом мы указали, что раньше НДС отдельно был никому не нужен и прилагался к кэшу. Закончили на том, в 2017 году началась жесткая борьба с обналом и возник отдельный рынок бумажного НДС. Бизнесу стало трудно, кэш стал дороже, директора всё больше стали пользоваться кэш-картами, за расходы по которым нужно отчитываться. В этом посте расскажем, как начали зашивать.

В те года очень много обнальщиков как раз и ушли из кэша в услуги по НДС, так как увидели там хорошие деньги и гораздо меньше риска. Чтобы кэшить, изначально нужно много ресурсов и знаний, а в связи с новыми ограничениями и сложностями по 115-ФЗ, работать как раньше с 1-2 фирмами-техничками стало нельзя. Расходы на каждую организацию и её жизнь сильно выросли. Риск того, что средства зависнут, увеличился, а вероятность, что пропадёт директор или украдёт деньги со счета, тоже никто не отменял. К тому же делать всё самому стало сложно, и стала нужна большая команда профессионалов, где у каждого своя роль. Учитывая покупку ООО, зп директоров, выросшие комиссии за съём, персонал, инкассацию, офис и т.п. выросла и себестоимость кэша – примерно до 5-6%. А ведь ещё нужен резервный фонд на случай блоков, проблем, взяток и т.п. При этом НДС тоже должен входить в эту стоимость. В итоге обнальщик работал примерно за 4-8%, в зависимости от региона и качества работы, а рисковал при неудачном стечении обстоятельств потерять всё. Вот причины, по которым многие и сменили профиль.

Чтобы зашивать НДС, поначалу нужно было гораздо меньше. Открыл одну-две компании, никуда ходить не нужно, открывать счета тоже не нужно, можно работать вообще без них, посадил одного бухгалтера-операциониста и можно принимать заявки. Риск минимален, а условно прокрутить через одну фирму можно не 5-10 млн, как в случае с кэшом, а гораздо больше. Мы знаем, что некоторые беспредельщики в то время прогоняли по одной компании до 100 млн, при этом спокойно получая свой процент чистыми на карту физлица. Многие же стали использовать «отработанные» фирмы, которые раньше генерировали кэш, экономя на покупке. Также появилось и много посредников и откровенных мошенников, которые просто продавали «номерки» и исчезали, но это тема отдельного поста.

Фирмы поначалу подходили любые, сидеть с директором, как в случае с кэшом, было не нужно. Длинные и сложные цепочки тогда тоже можно было не делать. Чтобы не было прямого разрыва, НДС опускали на два колена вниз, а на третьем ставили к уплате. Контрагент всё отразил, разрыва нет, и к бенефициару претензий не было. Эти фирмы на третьем колене потом многие бросали. При проверке инспекторы понимали, что это технички и, либо искали номинала, либо не делали вообще ничего. Позже для борьбы с этим появилось понятие «должная осмотрительность». Вернее, появилось оно ещё в 2006, но стало играть роль в 2017 с появлением ст. 54.1. Как проявлять «должную осмотрительность», детально в законе не расписывается, но она рассматривается как один из критериев отсутствия получения необоснованной налоговой выгоды. И хотя точного определения нет, налоговая стала доначислять, а суды признавать налоговую выгоду необоснованной. Компании стали должны проверять контрагентов и, если налоговая посчитала, что этого не было, это стало основанием, чтобы снять вычет.

Программный комплекс АСК-НДС, хоть и выполнял свои функции, тогда ещё был слишком сырым, в нем было много ошибок и багов, которые сейчас исключены. Имея связи в налоговой, зашивщики точно узнавали, что прокатывало, а что нет. Управление налоговой же начинало устранять ошибку и обновлять систему только, когда по ней начинал проходить откровенно большой объём. Поэтому вначале зашивать НДС было довольно просто, и этим занималось много дилетантов. Конкретные баги и что раньше можно было делать, опишем в следующем посте.

Продолжение следует.

img
Подпишитесь на телеграм-канал "Бенефициар"

У нас вы найдёте массу полезной информации из мира финансов, налогов, бухгалтерии и безопасности бизнеса.