Иногда нам пишут и задают вопросы, что будет за согласие стать номинальным директором-дропом? Что если провели большие суммы, если вызывают на допрос, если фирму бросили и т.п.
Начнем с того, что в этом понятии ничего обидного нет, номиналами могут быть разные люди. Под дропом понимается человек, на кого оформляют компанию или любой другой актив. Это не обязательно грязный бомж или наркоман, а лицо, представляющее интересы конечного владельца – бенефициара. Если вы зарегистрировали машину на маму, она тоже – номинал.
Номиналов можно разделить на две категории: для обналички/вывода и для реальной работы, когда владелец бизнеса по своим причинам не хочет светиться. Условия, ответственность и риски в этих случаях разные. Здесь поговорим про первый вариант – когда компания нужна кэшевикам.
Чтобы генерить наличку, нужны фирмы, фирмам нужны учредители и директоры. В данном случае требования к номиналам низкие, поэтому с проверкой берут почти всех: студентов, пенсионеров, рабочих, приезжих и граждан иностранных государств (Украина, Белорусь, Таджикистан и т.п.). Больше двух компаний на одного человека сейчас не вешают, нет смысла, хотя раньше такое было. Десять лет назад у нас был кадр, на ком «висело» 170 компаний, и ничего ему за это не было.
Срок жизни фирмы зависит от того, как кэшевики работают. Обычно фирму кладут «отлежаться» на 3-6 месяцев, а после начала работы она, как правило, «умирает» за месяц. Отрабатывать счета сейчас нужно быстро. Если один банк заблокировал счет, все остальные скоро об этом узнают, можно просто не успеть и компанию занесут в 550/639 списки.
С поиском номиналов проблем нет. Если кэшевик на рынке давно и работает корректно, то у него есть связи и работает сарафан, люди зарабатывают и сами приводят знакомых. Раньше мы искали по объявлению, например, через газету Metro. Обращений было много, приходилось заниматься отсевом. В какое-то время стали появляться мошенники и жулики. Сегодня мы уже давно никого не ищем, есть своя база.
Дропу платят либо за выезды, либо оклад в месяц. За фирму платят 10-20к, за выезд – 3-5к, выездов может быть от 5-ти до 10-ти. Иногда платят за каждый открытый счет по 1-2к. Если фирма не в работе, а «отлеживается», директор получает 3-7к в месяц. В итоге за компанию номинал может заработать до 50к. Как правило, это всех устраивает. Работы мало, все быстро, живешь спокойно. Банки за такое пока не прессуют и не блокируют. Черных списков номиналов, которыми пугает ЦБ, пока нет. Если есть другие негативные факторы, которые не понравятся СБ банка, могут отказать в кредите, но если проходишь по скорингу, то проблем нет.
Основные риски: по компании прогонят «левак», кого-то кинут, не заплатят налоги. Тогда номинала могут вызвать в налоговую, полицию и даже и в БЭП, но в 99% случаев ему ничего не будет.
В случае с налоговой, если есть контакт с кэшевиками и фирму хотят сохранить, могут дать адвоката. Можно прийти и сказать, что всей полнотой информации владеет бухгалтер, а сам ничего не помню. Задача инспекторов – обнулить компанию, если они видят, что за нее держатся, это лишняя работа. Если же кэшевики пропали, можно также прийти и отписаться от фирмы, признаться в номинальности. Да, все слетит, но если с вами повели себя некорректно, то так можно. Будет дисквалификация на 3 года, но это не страшно. Кстати, в налоговую можно вообще не ходить, за это ничего не будет.
В случае с полицией, их задача – найти бенефициара. Они понимают, что «грузить» номинала бесполезно, он никого не знает, ничем реально не управлял, показаний с него не взять, сажать его не за что. Если нет серьезного интереса, прокуратура не даст завести дело, даже если прошли левые деньги, а госконтракты по таким фирмам не проводят. Так что бояться особо нечего.
Про номиналов на реальные фирмы расскажем в следующем посте.