Те, кто следит за новостями в банковской сфере, знают, что законопроект о Платформе ЗСК принят во втором чтении, третье будет 9 декабря. В силу должен вступить весной. Напомним, юрлица и ИП будут поделены на три категории по уровню риска: зеленый, желтый и красный. Зеленым можно будет все и быстро, за желтыми будут следить, красных будут блокировать и даже ликвидировать.
Подписчики спрашивают, как это отразится на обнальщиках и бизнесе. Ответим.
Когда ещё не было никаких списков, любая компания могла принимать и отправлять куда угодно без ограничений. Если где-то случался блок, просто не делали внутрибанковские платежи и спрашивали об этом контрагента. Например, когда хотели принять на Альфу со Сбера, узнавали, нет ли блока в Альфе у отправителя. Если блок был и принять от такого контрагента, то банк точно ставил «галочку». И даже если одну сторону блокировали, вторая ничем не рисковала.
Затем пошли дальше и стали обмениваться информацией между собой и предупреждать о подозрительных, заключались межбанковские соглашения. Благодаря общению финмоновцев, стали появляться внутренние межбанковские списки. Но информация, кто и с кем обменивается, была. Было понятно, что если блокировали один и счет и есть обмен, то надо ускориться и отработать те, другие счета быстрее до блока. Это усложняло работу, но не критично.
Позже появились списки 550/639. Если компания туда попадала, то взаимодействие с ней блокировали, и контрагенты опасались с ней работать. Люди стали ловить блоки и начали проверять контрагентов через банковских «пробивал». Банки сильно опирались на эти списки и блокировали повально. Но прошло время и многие крупные известные компании разными путями туда попали. Как американские санкции: если у вас они есть – молодец, если нет – и доверия нет. Сами банки смотрят на них спокойнее.
Кстати, информация о списках обрабатывается в течение нескольких дней. Банки ежедневно отправляют данные в Росфинмониторинг. Там их собирают и потом рассылают по всем банкам, чтобы те внесли их в свои списки. Но с этим могут быть задержки. К тому же банки, перестраховываясь, отправляют в Росфинмониторинг слишком много данных, и сам РФМ не успевает все обрабатывать.
Сейчас вводят систему ЗСК. По факту, она уже и так работает в каждом банке, но это т.н. свой, внутрибанковский «светофор», а будет общий.
Мы общались с людьми, кто участвовал в создании системы, и нам пояснили, что задача при помощи него обелить тех, кто уже давно в списках, и светится для налоговой как бенефициары. Тех, кто платит много налогов, имеет хорошие обороты, большой штат. Они будут попадать в зеленую зону. Если не будет схем и серых операций, платежи на них будут уходить спокойно. Хотя никто не отменял банковский контроль и преданализ, поэтому с однодневки платеж могут и не пустить.
Обычный бизнес и даже технички попадут в желтую зону и обязательный контроль. Что сейчас и так происходит.
Красная зона будет для тех, кто засветился в серых делах: схематика, веерная рассылка на физов, списания крупных сумм по исполнительным листам, большие снятия и платежи по кэш-карте, отправка денег на ИП и т.п. И здесь ничего нового. Но, если раньше после таких операций была задержка по времени и вероятность, что банк проведет платеж, теперь ее не будет.
Поэтому считаем, что особо ничего не изменится.
Возможно, «красные» компании придется «убивать» быстрее. Но опытные обнальщики и так это делают за несколько дней. Те, у кого не будет хватать объёма, чтобы отрабатывать счета быстро уйдут с рынка. Если уйдет много, это может отразится на ставке. На профи «светофор» не отразится, так как они умеют подстраиваться под любые изменения.
Простому бизнесу напомним, что пробивать контрагентов на списки периодически нужно. Затраты небольшие, а пользы много. Также нужно анализировать, почему компания в списке: отказ в открытии счета и обналичка – разные статьи.